|
|
Главная СМИ
СМИ
Писатель Виктор Слипенчук удостоен Национальной премии «Лучшие книги, издательства, проекты года – 2022»
Автор: Алесандр Саргин
Источник: Аргументы Недели, № 9 (855), 7–14 марта 2023 г.
3 марта в Москве в Шолоховском зале Союза писателей России состоялась церемония вручения Национальной премии «Лучшие книги, издательства, проекты года – 2022».
Напомним, что эта премия была учреждена в 2000 году изданием «Литературная газета», Российской государственной библиотекой, Русским биографическим институтом, а также культурно-просветительским центром «Орден». Среди награждённых был писатель Виктор Слипенчук, с которым долгие годы сотрудничает газета «Аргументы недели». Он был удостоен Национальной премии «Лучшие книги, издательства, проекты года – 2022» в номинации «Проза» за своё собрание сочинений в восьми томах.
Многочисленные читатели еженедельной газеты «Аргументы недели» и её электронной версии, конечно же, хорошо знакомы с творчеством Виктора Трифоновича Слипенчука. Писать и публиковаться он начал достаточно рано – на страницах районной газеты «Черниговский колхозник» в 1955 году появилось первое стихотворение 14-летнего паренька. В начале своей трудовой деятельности он работал геологоразведчиком, потом слесарем-сборщиком Алтайского тракторного завода.
В 1964 году, в 23-летнем возрасте, он окончил Омский сельскохозяйственный институт, после чего был призван в ряды Советской армии. Демобилизовавшись, Слипенчук до 1969 года работал зоотехником – инспектором-организатором в Рубцовском районе Алтайского края и зоотехником крайгосплемстанции по овцеводству. Затем по распоряжению крайисполкома его переводят на работу в барнаульскую студию телевидения старшим редактором программы «Земля Алтайская».
Однако тяга к творчеству давала о себе знать всё сильнее и сильнее. В 1966 году он стал участником совещания молодых писателей Урала и Сибири и семинара Ярослава Васильевича Смелякова, который опубликовал его стихотворение «Барабанщик» в газете «Литературная Россия» со своим напутственным словом.
В 1973 году Слипенчук выпустил свою первую книгу прозы – «Освещённый минутой», а через четыре года появилась следующая – «Хождение в Золотой Херсонес». Примечательно, что когда известный советский прозаик Василь Быков прочитал эти книги, он дал Виктору Трифоновичу рекомендацию в Союз писателей СССР.
В 80-е годы прошлого века Виктор Слипенчук стал слушателем Высших литературных курсов при Литературном институте имени Горького. Кстати, именно в это время он находился под подпиской о невыезде из-за дела, заведённого после публикации его повести «Преодоление», обличающей недостатки Всесоюзной ударной комсомольской стройки «Коксохим». Через два года дело было закрыто, а случившиеся события стали основой очередной книги, написанной Виктором Трифоновичем, которая носит название «Огонь молчания».
В 1985–1996 гг. Виктор Слипенчук руководил областным литературным объединением при газете «Новгородский комсомолец», был директором литературного фонда Новгородской писательской организации, редактором и ведущим радиожурнала «Литературный Новгород», главным редактором газеты «Вече» Новгородской писательской организации. Также Виктор Трифонович в 1988–1990 гг. являлся составителем так называемых лениздатовских сборников – «Огни над Волховом» и «В начале было Слово» (о празднике славянской письменности и культуры в Новгороде).
С 1996 года он живёт в Москве, и с этого же времени появляются его яркие публицистические книги – «Заметки с затонувшей Атлантиды» и «Прогулка по парку постсоветского периода». В этих произведениях автор размышляет о современном обществе, анализирует прошлое и настоящее своей страны – СССР и России.
Как говорит сам Виктор Трифонович, он человек двух эпох – русской и советской. Глядя в будущее, он не собирается отказываться от прошлого. Наверное, поэтому в его рассказах и повестях нет ни имперской бравурной ностальгии, ни обличительного пафоса борцов с «совком». Его герои живут на своей земле в своё время, но они как бы над временем. Они очень русские, и через них Виктор Слипенчук не только рассказывает нам о нас и нашей великой стране, но и сам постигает течение времени и пространства в той части света, что зовётся Россией.
В 2009 году Виктор Слипенчук был удостоен медали «55 лет Московской городской организации Союза писателей России», а в 2012 году он получает Диплом лауреата телевизионного фестиваля «Песня года – 2012» в номинации «Поэт года» за песню «Пора домой». Вероятно, многим тогда запомнились слова из этой песни – «Какая мука – сидеть во Внуково», которую исполняет известный российский певец Олег Газманов.
Возвращаясь к церемонии вручения Национальной премии «Лучшие книги, издательства, проекты года – 2022», отметим, что среди награждённых накануне лауреатами стали: Юрий Поляков – номинация «Проза», книга «Совдетство. Пионерская ночь»; Наталия Нарочницкая – номинация «История», книга «Украинский рубеж. История и геополитика»; Олеся Николаева – номинация «Поэзия», книга «Последний человек»; Захар Прилепин – номинация «Биография», книга «Шолохов незаконный»; Зураб Чавчавадзе – номинация «Мемуары», книга «Из огня да в полымя. История одной семьи»; протоиерей Владимир Вигилянский – номинация «Мемуары», книга «Русский ключ. Дневник священника»; Александр Звягинцев – номинация «Историко-культурные проекты», книга «Нюрнберг. На веки вечные». Также в этой номинации была отмечена книга «Его величество Донбасс», иллюстрированная история, созданная авторским коллективом: руководитель – Михаил Васильевич Желтяков, редактор-составитель – Вера Крохмалюк.
Мероприятие, по единодушному мнению собравшихся, нужное и успешное, вёл председатель Совета директоров Русского биографического института, секретарь Союза писателей России Святослав Юрьевич Рыбас. Вручать награды лауреатам премии ему помогал первый заместитель главного редактора «Литературной газеты» Леонид Васильевич Колпаков.
«У меня очень хорошее отношение к мероприятиям подобного рода не только потому, что я присутствовал здесь и получил премию, – сразу после её вручения сказал спецкору «АН» сам Виктор Слипенчук, – но ещё и по той причине, что здесь собираются действительно подлинные и настоящие авторы. К сожалению, эти писатели зачастую даже неизвестны, но оказывается, что их много, мы их здесь видим, слышим, они говорят, причём очень о многом говорят своими книгами».
По его мнению, сейчас, «к сожалению», такое время, что писателей стало больше, чем читателей, но здесь присутствовали «действительно достойные люди».
Источник: https://argumenti.ru/society/2023/03/818195
|