НАУКА №3 2003 КТО есть КТО

Великий Вернадский
«Впереди идущие – глаза идущих за ними».

(к 140-летию со дня рождения В.И.Вернадского)

Юрий Киклевич


«Нет ничего в мире сильнее
 
свободной научной мысли». 

«Жить для других, жить открыто!» 

«А Русь могуча, жива, и, Боже мой,
сколько в ней неиспользованного.
Кликни клич!»

  140 лет назад  12 марта 1863 года по новому стилю в Санкт-Петербурге в семье профессора Политехнического института родился мальчик, названный в честь деда Владимиром и ставший впоследствии личностью планетарного масштаба. В истории человечества можно назвать лишь несколько творческих личностей, гармонично сочетавших в себе глобальность рассматриваемых проблем, энциклопедичность, создание теоретических и экспериментальных первичных знаний, открытие новых разделов науки и формирование научных школ, практическую результативность, гражданственность и любовь к Отечеству, высочайшие нравственные качества. Среди этих людей нет первых и вторых. Они все первые.

В Национальной библиотеке Украины им. В.И.Вернадского хранится более 350 изданий научных работ И.В Вернадского и его переписки, около 400 работ, связанных с развитием его работ и работ о нем [5]. В архивах разных стран, в основном, в России, находится более 5 тысяч рукописных материалов.

Ниже автором использованы лишь несколько работ [1-11]. Следует отметить, что при всем обилии литературы о В.И. Вернадском эта публикация, вероятно, не появилась без написанного Геннадием Аксеновым с бесконечной любовью и пониманием исторической, гуманитарной  и универсальной роли Владимира Ивановича Вернадского, глубины и цельности его личности [1] 1000-го выпуска основанной  Ф. Павленковым и продолженной М. Горьким серии «Жизнь замечательных людей».

Тот, кто хочет быстро и в то  же время глубоко прикоснутся к личности и наследию В.И.Вернадского должен прочесть книги  Г.Аксенова и первый внеакадемический сборник «Начало и вечность жизни»[4], включающий статьи В.И.Вернадского по темам: живое вещество, биосфера и ноосфера, человек, история науки, наука и общество; фрагменты дневников, писем.

Жизненный состав

 Гений В.И. Вернадского вырос и развился на благодатной генеалогической и культурной основе. По преданием семьи [1], во время войн Б. Хмельницкого с Польшей за свободу украинцев на сторону казаков перешел литовский шляхтич Верна. Затем он был пленен поляками и казнен, а его дети назвались Вернацкими и остались в Сечи как «свободные войсковые товарищи».

Прадед Иван Никифорович Вернацкий после ликвидации казацкой вольницы пробился в дворяне, записавшись по свидетельским показаниям, подтверждавшим «шляхетский образ жизни», в поместные книги Черниговского наместничества. И.Н. Вернацкий окончил Ккиевскую Могилянскую академию и был избран священником в селе Церковщина.

Его средний сын вопреки воле отца выучился на военного врача. Он участвовал в походах Суворова, был в плену у французов, прошел с вверенным ему госпиталем все великие европейские войны , которые велись до 1815 года, а затем заведовал гарнизонными госпиталями в Малороссии, дослужился до чина коллежского советника, что давало право на потомственное дворянство.

Рядом с ним всегда была жена Екатерина Яковлевна Короленко. Её отец был прадедом известного писателя, академика  Владимира Галактионовича Короленко, который остро чувствовал личную ответственность за «общественную неправду» и о котором говорили: «совесть эпохи», «солнце России», «светлый духом». В.Г.Короленко приходился В.И.Вернадскому троюродным братом.

Значительное влияние в «первые умственные годы» оказал на В.И Вернадского дядюшка Е.М.Короленко.

Отца В.И Вернадского отличали яркие способности, восприимчивость к математике и языкам. Иван Вернадский окончил Киевский университет, получил европейское образование в области политэкономии и статистики, преподавал в Киевском, Московском университетах, Петербургском политехническом институте, играл видную роль в российской и европейской экономической науке, занимался банковской деятельностью, издавал экономический журнал, открыл издательскую фирму «Славянская печатня», магазин «Книжник».

Талантлива была и его первая жена, рано ушедшая из жизни Мария Николаевна Шигаева, первая женщина в России, начавшая писать на экономические темы.  Не будучи матерью Владимира Ивановича, она через отца, брата вошла его жизнь тем, что он называл «шигаевским началом» – особая чуткость, талант человеколюбия и высоких интересов [1].

Матерью В.И.Вернадского стала Анна Петровна Константнович  – кузина М.Н.Шигаевой. Она внесла в дом жизнерадостность, музыку, пение.

Следующим после семьи фундаментальным блоком, сформировавшим В.И Вернадского, стал Петербургский университет, его физико-математическое отделение с плеядой ярчайших преподавателей-ученых: Менделеев, Меншуткин, Бекетов, Докучаев, Сеченов, Бутлеров и др., пробуждавших сознание студентов и направлявших их на путь поиска истины, предполагавших что студент – это первое научное звание.

 И уже в первых своих докладах, которые сделал В.И Вернадский на Научно-литературном обществе студентов, созданных по почину выдающегося педагога, отдавшего себя нуждам студентов профессора литературы О.Ф.Миллера,  мелькнули искры вопросов, ответам  на которые он посвятил всю свою жизнь.

Здесь же сформировался, уже с участием самого В.И.Вернадского третий фундаментальный блок, определивший его личность – вначале студенческий кружок, затем братство. В него вошли братья Федор и Сергей Ольденбурги, первый - будущий историк, второй – востоковед; князь из Рюриковичей Дмитрий Шаховский  - филолог-славист, Александр Корнилов и Иван Гревс – историки,  Андрей Краснов – биолог. Это были представители самого верхнего слоя той прослойки, которая называлась «русской интеллигенцией». Они  высоко ставили культуру, личность, свободу. Все они, как пишет Г.Аксенов [1], будущие ученые, профессора, академики. Они стали видными земскими  и общественными деятелями, членами «Союза освобождения», деятелями партии конституционных демократов. Из них выйдут три министра Временного правительства. Один погибнет на Лубянке, другой  будет награжден Сталинской премией.

Кратковременное, но мощное влияние оказал  на кружок этих молодых людей Владимир Гейнс, живший, чтобы не компрометировать родственников, под псевдонимом Вильяма Фрея. Блестящий выпускник Генштаба, отвергнув перспективную карьеру, в поисках истины он примкнул к народникам, затем уехал в Америку и основал земледельческую коммуну, увлекался «религией человечества» Огюста Конта (божество –это совокупное человечество), многими идеями Л.Толстого, с которым вел переписку. Он покорил молодых людей чистотой, целостностью своей личности, единством идей и поступков. В.Фрей стал катализатором окончательного формирования кружка, кристаллизации его в братство, девизом которого стало «Жить для других, жить открыто!».

И еще следует упомянуть нескольких людей, определивших «жизненный состав» личности В.И.Вернадского. Один из них Василий Васильевич Докучаев – первый учитель, научный руководитель, поводырь в науке, воспитавший своими  лекциями, многочисленными экспедициями, полевыми исследованиями, былинным размахом своей личности целые «выводки» ученых. «Он дал могучий толчок научной мысли и работы» – писал В.И.Вернадский.

По ходатайству В.В.Докучаева он командируется в Европу. Проходит стажировку у светила европейской кристаллографии профессора Мюнхенского университета  П.Грота. «У меня появились руки» – пишет в письме В.И.Вернадский. Работает в Париже в Колеж де Франс у химика Ле Шателье, у  минералогов Фуке Эколь де Мина в Горной школе. Становится членом Международного геологического конгресса, наиболее авторитетного органа в науках о Земле.

И наконец, жена – Наталья Егоровна Старицкая, дочь известного государственного деятеля, сенатора, юриста, активного участника реформ 80-годов XIX века. Образованная девушка из замечательной либерально настроенной, дружной семьи, блиставшая знанием языков, она нашла свое призвание, посвятив жизнь мужу и разделив с ним все. Дочь Нина пишет [цит. по 1, С.56]: «Когда я была моложе, я тоже не понимала, какую бесконечно важную роль она играла. Она была гением, его хранителем, его совестью и всецело разделяла все его увлечения. Были дни, когда жизнь его была в опасности, она всегда поддерживала твердость его духа. Она была совершенно необыкновенная женщина, громадной силы духа и любви».

Они прожили вместе 56 лет, как писал Вернадский после кончины, «душа в душу, мысль в мысль».

« Меня следует определять как русского по культуре и всему укладу жизни – правда, русского вся жизнь которого непрерывно была связана с Украиной».

В 1913г. Вернадский начинает строить дом в купленном именьи Шишки между Миргородом и Полтавой на берегу Псёла, в одном из самых «украинских», поэтичных, спокойных и добрых мест страны. Здесь, в кругу многочисленных друзей и их семей, на берега Псёла,  Ковыль-горе он провел одни из лучших дней своей жизни

Мыслитель

Первый этап формирования В.И Вернадского как личности  завершался. Он всю жизнь будет учиться, совершенствоваться, идти вперед и вперед. Источники: научные знания, жизнь своего народа, своих учеников, возникающие гражданские  и общечеловеческие проблемы, выдающиеся, неординарные личности, входившие в его жизнь.

Но он уже начал размышлять, и его мысли становятся достоянием человечества, «производительной силой».

 Мысли В.И. Вернадского о смысле жизни, устройстве общества, роли науки, образования, культуры, истории общества и науки и др., нельзя пересказывать, их следует приводить и размышлять весте с ним, использовать в своей жизни. Приведенные выше цитаты в основном, взяты из [1,4].

Л.Толстой  в свое трактате «О жизни» разъясняет, что мы придаем слишком большое значение рождению от конкретных родителей. Намного важнее факт единства с разумным человечеством, духовное лоно, где рождение не случайность. В духовной сфере он не случаен, а необходим.

Вторая половина XIX – начало XX вв. отличались в России появлением целой плеяды выдающихся личностей в философии, (Н.Киреевский, В.Соловьев, П.Флоренский, Н Федоров), литературе (Л.Толстой, Ф.Достоевский и др.), искусстве, науке; бурным, лавинным развитием гуманистического мировоззрения и  жаждой   преобразования общества.

Вернадский был не случайным в этой среде.

Однако прогрессивная, гуманистически настроенная русская интеллигенция, стремясь к усовершенствованию общества, выпустила джина из бутылки, запустила “красное колесо” неконтролируемых экспериментов и разрушила великое государство, сама подверглась  дезинтеграции и уничтожению.

Дадим слово Вернадскому:

«Мне уже выясняется та дорога, те условия, среди которых пройдет моя жизнь. Это будет деятельность ученая, общественная и публицистическая». 

«Есть два вопроса жизни народа. Мы можем их определить: экономическое и духовое развитие народа». 

 «Общество тем сильнее, чем оно сознательнее, чем более в нем места сознательной работе по сравнению с другим обществом. Всякий его поступок тем более правилен, т. е. находится в гармонии с «общим благом»... чем ярче он является результатом работы большого числа людей, могущих мыслить». 

«Для меня один выход для достижения и развития высших форм сознания – устройство общества в демократию».

«Горе той стране, где сознание мало развито, где оно не проникло в народные массы».

 «Я глубоко убежден и все больше убеждаюсь, что единственная возможность сделать культуру прочной – это возвысить массы, сделать для них культуру необходимостью».

«Спасение России заключается в расширении образования и знания».

«Наука основана на свободе человеческого разума, тесно и неразрывно связанного с демократическим духом равенства»

«Нет ничего в мире сильнее свободной научной мысли».  

«Из истории знания – и из своего внутреннего опыта – я знаю, какие неожиданные последствия бывают от случайных, необработанных, отдельно брошенных мыслей, если они коснутся воли и мысли искренней человеческой личности в нужный момент. Один такой случай оправдывает нередко труд жизни». 

«Богатство всякой страны создается двумя факторами: 1)научно-исследовательскими работами и 2) трудом»  

Вернадский считал философию и науку двумя принципиально разными способами познания. Философия безгранична, она размышляет обо всем: о человеке, его внутреннем мире и о самом мышлении. Наука же ограничивается реальным миром.

«Философия сильна своим разнообразием. Наука же едина и неделима. Не может быть двух разных геометрий или зоологией. Их выводы, если они научно непротиворечивы, общеобязательны и должны приниматься всеми, что и происходит.

Вот почему философская атмосфера остается неизменной, а наука непрерывно эволюционирует. Ее построения непрерывно обрабатываются заново…«В философии нет главного свойства науки – ее общеобязательности».

В то же время они неразделимы, философия – питательная среда для науки. 

«..Наука не только едина и нераздельна, но и безбрежна». 

 «…можно говорить о научной работе в русском обществе, научной мысли в русском обществе или русского общества, но нельзя говорить о русской науке. Такой науки нет. Наука для всех одна». 

«История науки не делается этой коллективной работой. В ней выступают отдельные личности, резко выделяющиеся среди толпы или силой своего ума, или его ясностью, или широтой мысли, или энергией воли, и интуицией, творчеством, пониманием окружающего. Очень часто их открытия и стремления не могут даже быть поняты современниками: так далеко вперед уходит мысль отдельных лиц среди коллективной работы общества». 

«Никаким силам хаоса и варваризации не под силу преодолеть культуру, поскольку она целенаправленна. Культура – неуничтожима. И задача каждого человека – присоединиться к творчеству жизни, действовать в направлении, совпадающем с природным, напрягать духовные силы к преодолению сил анархии и беспорядка. Тогда мы можем быть уверены в успехе наших начинаний и обретем смысл существования».

""Сила русской культуры так велика, что ей нисколько не страшна одновременная работа украинизации. Здесь должна быть совместное дружеское общение. И оно возможно...".

"...не только массы, но и их предводители и сами их вдохновители принадлежат по своему разуму и научному багажу к ступеням давно превзойденной научной эволюции. В современной общественной и социальной конструкции человечество в большей степени управляется идеями, которые не соответствуют реальности и выражают состояние ума и научные знания поколений, исчезнувших в прошлом" [10]. 

Еще в 1918 г. Вернадский в письме Н.П. Василенко [7] размышлял о Европейской конфедерации.

Исключительно актуальна сейчас высказанная В.И. Вернадским еще в 1920 г. мысль: «…те вопросы, которые встали перед человечеством, выходят за рамки одного народа – они вечные».

Только Разум объединенного человечества, научная мысль и ее функция – наука способны решать стоящие перед человечеством проблемы. В.И. Вернадским неоднократно подчеркивается защитная и охранная роль науки в сохранении человечества и поддержке его морального здоровья. 

Гражданин

В.И Вернадский принял активное участие в деятельности земства, создавшего целый слой культуры, состоявший из земских врачей, учителей, агрономов, земских деятелей, многие из которых видели в земстве выход к конституции. Полная и правдивая история земства еще будет написана.

В.И Вернадский выдвинулся в Тамбовской губернии на ниве просвещения, – он оставил здесь после себя 300 школ. Вместе с друзьями он создал Комитет помощи голодающим, где в 1891-1892гг. кормилось до 25 тысяч человек, оказывалась помощь лошадьми, семенами. Участвует в съездах земских гласных, работе Бюро земских съездов.

Активно участвовал в создании в 1909г. «Союза освобождения», нацеленного на мирной эволюции режима путем введения конституции, который перерос затем в партию конституционных демократов.

Выборный член Государственного Совета от университетов и Академии. Активный борец  вместе с С.Н Трубецким за автономию университета, академическую свободу, выборность ректора. Член Государственной Думы. В.И Вернадский постепенно выходит в лидеры либеральных демократов.

Товарищ Министра просвещения Временного правительства. 22 и 23 июня пишет большую статью «Задачи науки в связи с государственной политикой в России», где излагает, по сути, программу, с которой они с соратником по «братству» С.Ф.Ольденбургом пришли в министерство: организация университетов в Перми и Ростове, создание учебных заведений нового типа в Иркутске, Ташкенте, Одессе и других, Академий в Украине, Закавказье и в Сибири.

8 ноября Ленин объявляет партию кадетов «врагами народа», ее руководителей предписывает арестовать  и В.И Вернадский вынужден уехать на юг страны.

Полтава, Киев, Крым, возвращение в Москву.

Вернадский не мыслил себя вне своей Родины. Его арестовывали, травили в прессе. Репрессировали и уничтожали его друзей. Дети звали его за рубеж.

Он остался и продолжал служить своему Народу, своей Земле.

Он никогда не подлаживался в статьях, высказываниях, может быть, это и сохранило ему жизнь. Его размышления были динамичны, они могли корректироваться.

Он трезво и критически оценивал руководящие органы царской России - Государственный Совет и др. Любопытны  его впечатления о Деникине и Врангеле, с которыми он общался в Киеве и в Крыму по делам науки и образования, об эмиграции, бесперспективность деятельности которой он хорошо понимал, и др.

Особенно интересны его дневниковые записи о советском периоде.

«Неужели большевики продержатся до осени? Тогда гибель России и непоправимый ущерб культуре».. 

«Крупные неудачи нашей власти – результат ослабления ее культурности: средний уровень коммунистов – и морально и интеллектуально –ниже среднего уровня беспартийных…Цвет нации заслонен дельцами и лакеями-карьеристами». 

«Окружающая жизнь – неясно, какой процесс врывается и отражается. Глубокий развал и в то же время – огромная положительная работа». 

«К власти продолжают лезть невежественные темные люди, желающие благ и не желающие ответственности. Их уничтожают сотнями, но на их место лезут еще более невежественные. Кровавая вакханалия, да и только. И среди ученых коммунисты, как правило, бездарные. Лесть и подхалимство таких людей верхушка принимает за поддержку. Удивительно, что люди, прошедшие огонь и воду, как наша власть, могут им верить»». 

«Даже развитие одной философии, в определенных рамках, не безобидно для официальной идеологии. Человеческий ум сильнее, он взорвет отживающие формы жизни. Именно научную организацию разрушала теперь власть, именно провозглашенную во всех документах научность она ставила под угрозу. Да и у кого власть? Кого назвать? Сталин, Молотов и все. Остальное безнадежно серое по виду. Ни одной личности. Идет уничтожение всего, что более или менее выделяется даже в их среде. Террор приводит к резкому разрыву в умственных способностях между власть имущими и остальным народом». 

«Подлинная работа осуществляется тысячами интеллигентов – учителей, врачей, агрономов, инженеров, натуралистов. Их хватают за руки, затыкают им рот, ссылают и не дают пропитания, элементарного обеспечения. Но только они, а не грубая сила коммунистов, обеспечивают целостность страны».

«Но та прочность, которую я себе представлял – и видел силу будущего, – очевидно, не существует. Разбитого – не склеишь. Подбор людей (и молодежи) в партии ниже среднего уровня страны – и морально, и умственно, и по силе воли.

Процесс заставляет смотреть в будущее с большей тревогой, чем, мне это раньше казалось, надо было». (5 марта 1938 года.). 

«Безумцы. – Уничтожают сами то большое, что начали создавать и что в основе не исчезнет. Но силу государства, в котором интересы народных масс – во всем их реальном значении (кроме свободы мысли и свободы религиозной) – стоят действительно в основе государства, сейчас сами подрывают...». 

«Любовь к Сталину есть фикция, которой никто не верит. Будущее тревожно. Я уверен в силе русского (украинского и т. п.) народов. Он устоит». 

«Я боюсь, что социальную лесть и пресмыкательство ЦК партии принимает за реальность, а между тем грозно идет недовольство и власть, окруженная морально и идейно более слабой, чем беспартийные, массой, может оторваться от реальности. Две фигуры – Сталин, Молотов, остальные незначительны. Большинство думает, что мы и наша армия не могут бороться с немцами.

Я думаю, что в конце концов – немцы не справятся». 

О выступлении Сталина 7 ноября 1941г.: «Речь, несомненно, очень умного человека». 

 «Немцы пытаются силой создать в начинающийся век науки насильственный поворот хода истории вспять. Но, учитывая силы обеих сторон, считаю их положение безнадежным. Но вижу, что будет стоить это очень дорого, могло быть иначе».. 

15 июля Вернадский впервые в своей жизни по радио с обращением к союзникам-англичанам, коллегам-ученым. 

В 1943 г. Вернадскому исполнилось 80 лет. Он был награжден орденом и Сталинской премией I степени – 200 тысяч рублей. Половину он отдал в пользу фронта, вторую – нуждающимся друзьям, в том числе репрессированным. Парадокс - деньги Системы, отправившей в ссылку человека, искалечившей его судьбу, попадают благодаря Вернадскому как помощь к этому же человеку  

В 1943г. Вернадский с дочерью совершил последнюю поездку по стране (Волга, Урал, Казахстан. По приезде в Москву суммировал свои дорожные впечатления в письме сыну Георгию: «Огромный сдвиг. Не только среднее, но и высшее образование – действительно всем. Все грамотные, всем желающим доступна высшая школа».

Плоды земской работы пошли впрок. Фундамент заложен безвестными и безымянными русскими интеллигентами: учителями, врачами, агрономами, учеными. Новые правители вынуждены развивать окраины. Культура же самоускоряется и углубляется благодаря энтузиастической работе отдельных личностей.

Россия выполнила свою великую миссию. Она завершила великие географические открытия. Идя «встречь солнцу», принесла знания в Среднюю Азию, в Сибирь, на Дальний Восток».

 

Ученый.

В.И.Вернадский оставил неизгладимый след по всему возможному спектру деятельности ученого: новые знания и разделы науки, научные школы и  ученики, новые научные организации и науковедение.

Важнейшей, нетипичной  чертой научного наследия В.И.Вернадского не только занятое в прошлом достойное место, а главное – сегодняшняя актуальность еще до конца не осознанных идей, устремленных в будущее. «В своей научной работе я все время был на границе известного».

Его ученик, А.Е Ферсман писал: «Десятилетиями, целыми столетиями будут углубляться его гениальные идеи, в трудах его – открываться новые страницы, служившие источником новых исканий; многим исследователям придется учиться его острой, упорной и отчеканенной, всегда гениальной, но трудно понимаемой творческой мысли; молодым же поколениям он всегда будет служить учителем в науке и ярким образцом плодотворно прожитой жизни»

Разделы науки, научные направления, концепции, к которым причастен В.И Вернадский, разбивают обычно на две группы [4].

Первая из них включает те, основоположником которых он был или  являлся участником их создания: генетическая минералогия; геохимия; радиогеология; учение о симметрии и нессимметрии как проявление качественно различных пространства-времени земных и космических тел и процессов; учение о живом веществом – совокупности растительных и животных организмов как геологическом факторе эволюции земной коры; биохимия; учение о биосфере; учение о естественных производительных силах как естественноисторическом фундаменте социального развития; концепции автотрофности; учение о ноосфере (от ноос - разум, термин , но не содержание, введен Леруа в 1929 г.); науковедение и история научной мысли.

По части направлений становление уже завершилось; учение о живом вещество и биосфере находится в развитии, а концепции, а учение об автотрофности человечества основными идеями которой является отсутствие происхождения жизни, начала во времени (вариант бессмертия), возможность превращения людей в существа, способные синтезировать пищу непосредственно из неживой природы; ноосфере – новом состоянием биосферы, образующемся под влиянием научной мысли и человеческого труда, в котором человек становится крупнейшей геологической силой (принцип ноосферы – научная мысль и ее природное бытие), еще ждут своего осмысления  и развития. В эпоху ноосферы человек становится основной геолого-преобразующей силой, неконтролируемое и ненаправляемое действие которой может привести к вселенской катастрофе.

Вторая группа, охватывает направления, в которые В.И.Вернадский внес непреходящий по ценности вклад: геометрическая кристаллография, кристаллофизика, кристаллохимия, Теоретическая геология, теория строения силикатов, учение о газовом строении Земли, география, почвоведение, история природных вод, гидрология, гидрохимия, общая (теоретическая) биология, космическая биология, экология, космическая химия, радиохимия, метеоритика и космология, наука и научное мировоззрение, философские проблемы естествознания.

При этом поражает не количество охваченных им направлений, а качество исследований и анализа, объединяющихся в определенное мировоззрение, его эволюцию в эпоху научных революций.

В.И.Вернадский занимался всеми видами научной работы: теоретической, экспериментальной, полевыми экспедиционными исследованиями.

Экспедиции проходили в Смоленской области, в Полтавской, Нижегородской губернии, где земство организовало почвоведческие станции и музеи, на Урале, в Забайкалье, в Крыму, на Кольском полуострове. Был великолепным преподавателем. Из воспоминаний Л.Васильева: «Мы ждали его лекций как праздника. Они оживили мертвую природу. Камни заговорили» [1]

Академик Петербурской АН с 1912 г., зав. кафедрой, профессор Московского университета, откуда ушел в знак протеста против притеснения студенчества в 1911г.

Директор Геологического  и Минералогического музея им. Петра Великого, превращенного из Петровской кунсткамеры в учреждение мирового значения.

Один из организаторов комиссии по изучению промышленных естественных сил при Академии Наук (КЕПС ) и первый председатель Совета из 56 человек (1915-1930гг.).

Руководитель Комиссии по истории знаний.

Организатор и первый руководитель Биогеохимической лаборатории (БИОГЕЛ), ныне Институт геохимии и аналитической химии АН СССР им. В.И Вернадского и многих других научных учреждений.

Атомная проблема. Речь 29 декабря 1910 г. в Санкт Петербурге «Задача дня в области радия»: «Перед нами открывается в явлениях радиоактивности источники атомной энергии миллионы раз превышающие все те источники сил, какие рисовались человеческому воображению…В глубоком сознании  лежащего перед родной страной долга я решился выступить на нашем публичном торжественном заседании, чтобы обратить внимание на открывающееся перед нами дело большой общечеловеческой и государственной важности – изучение свойств и запасов радиоактивных минералов России. Оно не может, оно не должно дальше откладываться!"

1911, 1914 гг. – радиевые экспедиции в Забайкалье, Закавказье, Среднюю Азию, на Урал.  Первые экспедиции начались на средства Общества содействия успехам опытных наук и их применениям Х.С. Леденцова (Леденцовский фонд). Организация в 1921г. Радиевого института (сейчас им. В.Г.Хлопина) и назначение директором. Одно из лабораторных помещений разместилось в доме, где раньше была мастерская художника Куинджи, сотрудники называли его «Куинджевка». В Радиевом институте наряду с другими направлениями сложился один из двух мировых центров радиохронологии (второй в США).

Работа в институте Кюри, здесь сейчас висит его портрет.

В начале июне 1940 г. Вернадский получает письмо от живущего в Нью-Йорке сына Георгия с вырезкой статьи о начинающихся исследованиях по извлечению полезной энергии урана с припиской «Папа, не опоздайте!»

Уже 12 июня  за подписью Вернадского, Хлопина и Ферсмана  направляются записки в Совнарком и Президиум Академии. После поясняющего раздела они писали: « Мы считаем, что ухе сейчас назрело время, чтобы Правительство, учитывая важность вопроса о техническом использовании внутриатомной энергии, приняло ряд мер, которые обеспечили бы Советскому Союзу возможность разрешения вопросов современной науки». Далее предлагались практические меры по развертывании работ по их финансированию, проектированию сверхмощного циклотрона, созданию государственного фонда урана и др.

30 июля Президиум АН создает Урановую комиссию в составе 14 человек – научной элиты того времени, многие из которых создавали затем ядерный щит страны. Председателем стал А.Ф. Иоффе, Вернадский отказался от председательства и стал заместителем

Академия Наук Украины. Вернадский стал организатором и первым президентом (головой) АН Украины (1918). Об этом более подробный рассказ. После установления на Украине довольно либеральной диктатуры П.П.Скоропадского министром просвещения стал известный на Украине, хорошо знавший Вернадского по работе в петербургском министерстве профессор Н.П.Василенко. Он получил одобрение у Гетмана создания в рамках формирования полноценной государственности своей Академии наук с необходимыми ассигнованиями и  привлек к этой работе В.И Вернадского.

Нашей стране невероятно повезло. Созданием Академии занимался выдающийся, авторитетный в стране и Европе ученый, высоко образованный человек, читавший на всех славянских, германских и романских языках, специально изучавший академический опыт Европы, знавший изнутри достоинства и недостатки российской Академии, которая и была взята за образец. Человек  с украинскими корнями, любивший Землю и народ Украины, обладавший огромным опытом общественно, парламентской и государственной деятельности. Непогрешимо порядочный в науке и жизни.

Преимуществом в реализации идеи создания Академии  у Н.Василенко и В.Вернадского  в сравнении с рядом имевшихся на Украине общественных организаций, много рассуждавших о своих вариантах Академии [11], был их предыдущий государственный опыт, организации науки и образования прагматическое понимание, что наука на нашей земле должна быть государственной, наконец, официальное положение П.Василенко в тогдашнем правительстве.

"Грушевский исходил из структуры западноевропейских академий и из прекрасно поставленного им Общества им Т.Шевченко во Львове. Но общество не было приспособлено работе в области других дисциплин - математики, естествознания и прикладных наук" [6]. 

Работа была начата сразу в трех направлениях: создание Академии, научной библиотеки и новых научных и учебных заведений, в том числе Речь шла также о Ботаническом саде  Академических музеях, фондах помощи ученым и др. Особенно быстро в этой стремительно меняющейся обстановке, когда бесхозными оставались ценнейшие собрания книг, создавалась библиотека, сейчас Национальная библиотека Украины, носящая его им.

Законопроект был подписан за несколько дней до ухода немцев и падения гетманства. В СССР дата была сдвинута с 1918 на 1919г. – нельзя было допустить, чтобы Гетман создал Академию, а не новая власть.

В период непрерывной смены власти, борьбы с оккупантами, борьбы классов, партий, заряженности  далеко не всегда конструктивным национализмом Вернадский каждую перемену обращал в пользу цивилизации и культуры (Гетман принял решение и выделил средства, большевики передали пансионат Левашовой на Владимирской, 54 и т.д.) и заложил основы Академии действительно нового уровня, направленной на развитие производительных сил страны включающей естественные, точные науки, а не только обособленные национально-гуманитарные.

Он привлек в Академию харьковчанина историка Д.И.Баглея, ставшего вице-президентом, приглашенного из Москвы эрудита в области языков А.Е.Крымского, ставшего ученым секретарем, молодого геолога Б.Л.Личкова, ведавшего высшим образованием. В Академию входили такие известные ученые, как механик С.Тимошенко, биолог Н Кащенко, экономист М.Туган-Барановский и др. Не принял приглашения М.Грушевский, вероятно, из-за неприятия гетманского режима и концепции государственности. Но вот пришли добровольческие генералы, Деникин, которые ничего не видели, кроме Киевской и других губерний в составе России. С другой стороны начались интриги со стороны «Украинского наукового товариства», руководимого М.Грушевским и стремившемся монополизировать ведущую роль в научной жизни Украины со своими правилами поведения. И уже создание Академии начинает приписываться не Вернадскому и Василенко, а этой организации. В дальнейшем «товариство» не прекратило своих попыток («Украина –1925, №1-2, с.211-221), а Вернадский по прежнему отвечал, что это фальсификация: хотя он и был  членом «товариства», но последнее никакого участия в создании Академии не принимало [7] (наконец, в Энциклопедии современной Украины [11] этим притязаниям был положен конец).

Появились грязные статьи в прессе, упреки в  эксплуататорском происхождении, кадетском и министерском прошлом.

И это формы, приемы и содержание применялись по отношению  к человеку, который заявлял: …я придаю огромное значение вопросам этики [4].

Он пишет в это время в дневнике: «Среди зоологических великорусских и украинских инстинктов хочется уйти во что-то такое вечное, которое стоит выше этого и с чем я соприкасаюсь в той творческой научной работе, которой живу эти месяцы» [цит. по 1, с.236].

Как перекликаются его слова с высказыванием его родственника, коллеги – академика и духовного единомышленника В.Г.Короленко, который писал в «Истории моего современника»:, что в это время свились в один клубок «три национализма» (польский, украинский, русский), которых каждый заявляя право на владение моей беззащитной душой, с обязанностью кого-нибудь ненавидеть и преследовать». Вероятно, поэтому Короленко станет врагом всякого национализма, видя в нем узость взглядов и одностороннего мышления, а своей родной назовет русскую литературу, которая «оставила в стороне национальные споры и примирила их в общем лозунге: свобода» [8].

Заложенные В.И.Вернадским зерна  дали обильные плоды. Академия Наук Украины  в XX веке, привлекшая научную элиту Украины мирового уровня, щедро поддерживаемая стала одной из самых мощных и результативных в мире. Только за две предвоенные пятилетки бюджет Академии возрос в 20 раз. Не менее интенсивно развивалась Академия в послевоенное время под руководством Б.Е.Патона. В 1992г. число институтов и других организаций Академии превышало 100. "Фактически я был прав. И как бы то ни было, Украинская Академия оказала своим существованием большую услугу культурному росту Украины" [6].

Затем высшее богатство страны: интеллект, накопленные научные знания, освоенные технологии, опыт были дезорганизованы, их разрушение сейчас стало близким к необратимому. Не исключено, что скоро исполнятся устремления давних оппонентов Вернадского по концепции Академии, и она станет независимой от государства (то есть без его финансирования) и сугубо гуманитарной направленностью, ориентированной, в основном, на внутренние  проблемы страны. Страны, которая входила в «десятку» стран с наиболее высоким научно-технологическом уровнем, а сейчас по своей воле и действиям неуклонно уходит на научные задворки мирового сообщества.

Может быть, еще не поздно вспомнить слова  В.И.Вернадского, сказанные почти сто лет назад: «В беспощадной борьбе государств и обществ побеждают и выигрывают те, на стороне которых стоит наука и знание, которые умеют пользоваться их указаниями, умеют создавать кадры работников, владеющих последними успехами техники и точного мышления...» [4].

Крым. В ноябре 1919г. В.И Вернадский уезжает в Ростов, затем в белый Крым, где задерживается и становится выборным ректором Симферопольского университета (сейчас Таврического университета им. В.И.Вернадского), образованного в 1916 г. одним из последних решений Государственного Совета. Война и  революция забросила в Крым наряду с Вернадским таких известных  ученых как физики А.Ф.Иоффе и И.Е.Тамм, биолог А.А.Любищев, геолог В.И.Лучицкий, геолог и палеонтолог Н.И.Андрусев, геолог и путешественник В.А.Обручев и др., которые преподавали в Симферопольском университете. Здесь же работал его ученик из МГУ С.П.Попов, будущий академик геолог Д.И.Щербаков.

Вернадский организовывает на Крымском полуострове  КЕПС, которая объединяет разрозненные небольшие научные силы полуострова: биостанции, обсерватории, ботанический сад, музеи и библиотеки, созданный в Керчи Боспорский университет, где работал Георгий Вернадский. Крымская КЕПС стремительно двинулась вперед и уже через полгода вышел сборник с работами по морским, биологическим, минеральным ресурсам.

Наконец, с охранной грамотой наркома здравоохранения Н.А.Семашко (бывшего своего ученика) он возвращается с группой коллег в "профессорском" вагоне, прицепленном к санитарному поезду в Москву. Отсюда он  просит освободить его от поста Президента АН Украины. В дальнейшем Вернадский всегда чувствует сопричастность с Украиной, осознает единство славянских народов и их право на свободу, никогда не порывает с Украиной, работающими здесь учеными. Последний раз он был здесь на двух научных конференциях в 1939 г.

Среди десятков его учеников следует выделить выдающихся ученых, создателей научных школ: геохимика, академика А.П.Виноградова, дважды Героя Социалистического Труда  директора Института геохимии и аналитической химии АН СССР; геохимика и минеролога, академика А.Е.Ферсмана, организатора ряда научных учреждений и крупных экспедиций; радиохимика; академик В.Г.Хлопин, Герой Социалистического Труда, руководил созданием первого в СССР радиевого завода, установил закон, названный его именем; не реализовавшие свой талант из-за репрессий помощник и союзник в создании АН Украины, заместитель по КЕПС Б.Л.Личков, сотрудник БИОГЕЛ А.М.Симорин. 

 

Толкование дюреровского Диптиха "Четыре апостола"

Давно, еще в свою первую поездку в Европу, побывал В.И. Вернадский в Мюнхенской пинакотеке и написал жене Наталии Егоровне о поразившей его картине Дюрера «Четыре апостола». Он дал ей такое токование.

Любое учение появляется на свет как усилие души и ума бескорыстного искателя истины. Его олицетворяет на картине первый апостол с чистым лицом, высоким лбом и ясными глазами. Второй адепт истины воспринимает ее уже по-своему, более приземленно. Он сопрягает небесный полет мысли первого с уже известными учениями, делает его понятным, толкует и упрощает. Это типичный специалист. Третий апостол - не мыслитель, а деятель, он переносит учение в социальную сферу, пытается превратить истину в пользу, начинает борьбу за ее утверждение. Деятель использует не идеи, а людей в целях распространения учения. Судя по его хитрому лицу, в средствах ее утверждения он не стесняется. Это типичный политик. И наконец, четвертый апостол - с низким лбом и зверским выражением лица - не рассуждает и не хитрит. Для него нет вопросов знания и деяния, а есть только свои и чужие. Последние должны быть уничтожены. Это холодный и убежденный палач, карающий за инакомыслие.

Таков всегдашний и страшный, в сущности, путь идеи, «овладевающей массами». Она уже неузнаваема в четвертом, а социально он и есть самый сильный и опасный. 

 

Эпилог

Перед вами фрагментарно, в рамках выбранного объема и ограниченных способностей автора, осмелившегося писать о Гении лишь из безмерного уважения и любви, прошла долгая творческая, насыщенная событиями и неустанным трудом жизнь Владимира Ивановича Вернадского - Человека, Мыслителя, Гражданина, Ученого, возможно, Святого, Апостола.

 Он рядом с нами – своей Личностью и оставленным нам бесценным интеллектуальным  и рукотворным наследством.

Он по-прежнему впереди и зовет за горизонт. Широкое понимание и торжество идей В.И. Вернадского еще ждет нас. Как пишет заместитель председателя комиссии НАНУ по разработке научного наследия академика В.Вернадского А.Шевченко [10], известные экологи Н. Полунин (Великобритания), Ж. Гринвальд (Швейцария) предлагают серьезно задуматься о вернадскианской революции, под которой они понимают разработку и реализацию планетарной концепции, охватывающей окружающую среду, науку, образование и направленную на прогресс и благополучие человечества.

Перед нами Ученый, который говорил (фрагменты записи в архивной «Хронологии» Вернадского за 1926г.):

- Был у меня один молодой разговор, котором часто приходится вспоминать и чувствовать жизненную правду, мною тогда высказанную: на необитаемом острове, без надежды поведать кому-либо мысли и достижения, научные открытия или художественные произведения, без надежды выбраться  – надо ли менять творческую работу мысли, или надо продолжать жить, творить и работать как будто живешь в обществе и стремишься оставить след своей работы в максимальном ее проявлении и отражении? Я решил, что надо именно так работать.

Перед нами Человек, который отстаивал  свободу науки и образования, помогал голодающим и организовывал школы. Он боролся во всех инстанциях, вплоть до посещения Генерального прокурора Вышинского, за жизнь своего друга и единомышленника по «братству» Д.И.Шаховского, посылал ему, как выяснилось, уже расстрелянному, через  приемную Берии свои брошюры и записку. Не переставая, боролся за судьбы своих любимых учеников: трудоустройство в лагерях и ссылке  А.М.Симорина; перевод денег опухавшему от голода в Средней Азии Б.Л.Личкову и хлопоты о присуждении  ему, ссыльному, докторской степени по совокупности работ (1943г.). Помогал бедствовавшим  жене  С.Ольденбурга и дочери В.Короленко, хлопотал о пенсии для вдовы Грушевского.  И нет конца этому перечислению.

Он последним из «братства» покинул этот мир, высоко и достойно держа над головой как звезду для всех нас девиз «Жить для других, жить открыто!»

 

Литература

1.Вернадский. В.И. Избранные произведения/ Под ред. акад. А.П. Виноградова. – М. Изд-во АН СССР, 1954-1960. Т.1-5.

2.Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление/ Сост. А.Ф. Яншина. – М.: Наука , 1991. – 272с.

3.Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. – М.: Наука , 1994. – 672с.

4.Вернадский В.И. Начало и вечность жизни/ Сост., вст. ст. М.С. Бастраковой,

И.И. Мочалова, В.С. Неаполитанской. –М.: Сов. Россия, 1989. –704с.

5.Вернадський В І. Громадянин . вчений, мислитель. Праці вченого та

література про нього з фондів Центральної наукової бібліотеки ім. В.І. Вернадського Академії наук України/укладачі С.О Задоя, І.А. Певзнер. – Київ: Наукова думка, 1992. – 95с.

6.Иванов Ю. Настоящий Вернадский // Зеркало недели. – 2000. – № 24.

7.Из эпистолярного наследия В.И. Вернадского. Письма украинским академикам Н.П. Василенко и А.А. Богомольцу./Сост. С.Н. Киржаев, В.А .Толстов. -.Киев, 1991. – 46с.

8.Короленко В.Г. Избранные произведения. –Лениздат, 1978. – 527с.

9.Сытник К.М., Апанович Е.М., Стойко С.М. Вернадский В.И. Жизнь и деятельность на Украине. 2-изд. – Киев: Наукова думка, 1984. – 368с.

10.Шевченко А. Рядом с Вернадским // Зеркало недели. – 1999.- № 31.

11. Енциклопедія сучасної України. - К., 2001. - Т.1. - 823 с. 

Ю.Н.Киклевич, кандидат  технических наук,
член-корреспондент Академии технологических наук Украины